Метрополитен. Основные определения и понятия
Метрополитен представляет собой в внеуличную электрическую железную дорогу, предназначенную для перевозки пассажиров. Он является наиболее удобным, безопасным и экономичным видом внутригородского транспортом.
В комплекс сооружений, устройств и оборудования метрополитенов входят:
- путь и путевое хозяйство;
- тоннели;
- подвижной состав;
- станционное хозяйство;
- устройства сигнализации;
- централизации;
- блокировки и связи;
- устройства электроснабжения;
- эскалаторное хозяйство;
- устройства тоннельной вентиляции;
- водоснабжения;
- отопления;,
- водоотвода;
- канализации;
- восстановительные и противопожарные средства.
Линии метрополитена подразделяются на:
- подземные;
- наземные;
- надземные.
Подземные являются основным и наиболее распространенным видом линий метрополитена — они могут быть мелкого (на расстоянии 8-12 м от поверхности земли) и глубокого (20 м и более) заложения.
Наземные линии метрополитенов размешают на поверхности земли. Строят их обычно в качестве конечных участков линии.
Надземные линии размешают на эстакадах. Они не получили широкого распространения и оправдывают себя лишь при трудных топографических условий — природы, пересечении рек, железных и автомобильных дорог.
Метрополитены обеспечивают более высокую скорость движения, чем другие виды городского транспорта. В среднем она составляет 35-45 км/ч при сравнительной низкой себестоимости перевозок. Однако сооружение метрополитена требует крупных капитальных затрат. Поэтому их строят обычно в городах с населением более 1 млн. человек, устойчивыми пассажиропотоками, интенсивностью не менее 25 тыс. пассажиров в 1 час в одном направлении при невозможности освоить потоки другими видами городского транспорта.