Организация движения поездов на метрополитене
Основой организации перевозок на линиях метрополитена является трафик движения поездов, который координирует действия и определяет план эксплуатационной работы всех подразделений.
Основными документами, регламентирующими работу всех служб метрополитена, являются:
- Правила технической эксплуатации.
- Инструкции по сигнализации.
- Инструкции по движению поездов и маневровой работе, а также должностные инструкции, требования техники безопасности и Правила внутреннего трудового распорядка рабочих и служащих метрополитена.
Ремонт оборудования и устройств в тоннелях метрополитенов производится, как правило, в ночное время в часы прекращения движения пассажирских поездов после снятия напряжения с контактного рельса.
На метрополитене применяется диспетчерская система руководства. Располагая соответствующими техническими средствами и снятью, диспетчеры координируют работу штата и оборудования для обеспечения бесперебойного и четкого функционирования метрополитена
Линии метрополитена взаимодействуют с пригородными участками железных дорог. В местах пересечения строят станции пересадки башенного типа, а в местах подхода к железной дороге подземных участков метрополитена - пересадочные станции с раздельными или совмещенными пассажирскими платформами метрополитена и железной дороги.
Пропускная способность линий метрополитенов определяется максимальным числом поездов, которое может быть пропущено за I час с наименьшим возможным интервалом между поездами. Этот интервал зависит от системы автоблокировки, длины блок – участков, ходовых качеств и тормозных средств нагонов, продолжительности стоянок поездов на станциях и имеющихся устройств для оборота составов на конечных пунктах.
Система автоблокировки с автостопом может обеспечить пропуск до 40 нар поездов в час. Использование системы автоблокировки с автоматической локомотивной сигнализацией позволяет повысить пропускную способность до 48 нар поездов в час.
Продолжительность стоянки поездов на станции зависит от пассажиропотока и составляет от 20 до 40 с. Это время может быть уменьшено при расположении платформы по обе стороны пути для разделения операций высадки и посадки пассажиров.
Провозная способность линии метрополитена определяется наибольшим числом пассажиров, которое может быть перевезено за 1 час водном направлении.