Участившиеся случаи изломов литых деталей тележек грузовых вагонов

Низкое качество литых деталей тележек и выпускаемой вагоностроительными заводами продукции — проблема, напрямую влияющая на безопасность движения поездов. Начало 2011 года стало беспрецедентным по количеству изломов литых деталей грузовых вагонов на сети железных дорог ОАО «РЖД» — допущено 13 случаев, в том числе 12 случаев изломов боковых рам и 1 - надрессорной балки. В 10 случаях это привело к сходу подвижного состава, в двух — к крушению поезда, и только в одном обошлось без схода вагона.

Уральская железнодорожная компания затрагивала смежную тему 06.03.11 по поводу тележек и повышения цен на подвижной состав, подробнее.

Все изломавшиеся в текущем году боковые рамы изготовлены в 2007-2010 годах, более трети из них — это продукция, произведенная в 2010 году ОАО «Алтайвагон» и ЗАО «АзовЭлектроСталь». Так, 30 января 2011 года на ст. «Тюльма» Куйбышевской железной дороги из-за излома боковой рамы тележки, произведенной в 2010 году Рубцовским филиалом ОАО «Алтайвагон», произошло крушение 17 грузовых вагонов. К тем же последствиям – крушению 17 вагонов — привел излом боковой рамы у вагона собственности ОАО «ВГК» 22 февраля 2011 года на перегоне Уфимка — Зюрзя Горьковской железной дороги. Литая деталь была выпущена в 2007 году на ОАО «НПК Уралвагонзавод». Еще один случай излома боковой рамы производства 2009 года ЗАО «АзовЭлектроСталь» произошел 11 марта 2011 года на станции «Свободный» Забайкальской железной дороги. Он привел к сходу 12 вагонов.

Отметим, что за каждым подобным случаем стоит реальная угроза не только сопутствующему подвижному составу и инфраструктуре, но и жизни пассажиров, следующих в поездах по соседним путям.

Наиболее частая причина отказов рам и балок в эксплуатации — образование и развитие усталостных трещин в местах расположения литейных дефектов. На сегодняшний день предприятия-изготовители литых деталей тележек грузовых вагонов уверенно движутся по пути совершенствования технологии их изготовления. Однако инспекционные проверки выявляют одни и те же повторяющиеся случаи нарушения технологической дисциплины. Так, в частности, безответственно сокращается продолжительность наиболее важного периода при выплавке стали в электродуговых печах – восстановительного, основной задачей которого является удаление кислорода из металла. Кроме того, имеют место случаи несоблюдения температурного режима заливки форм. При этом контроль последствий таких отклонений от технологического процесса на заводах отсутствует.

Для нормализации ситуации ОАО «РЖД» предлагает следующее:

  1. Повысить требовательность выходного контроля на литейных производствах.
  2. Пересмотреть отраслевой стандарт 2001 года по производству тележек грузовых вагонов, нормы безопасности на железнодорожную металлопродукцию и разработать проект национального государственного стандарта «Балка надрессорная и рама боковая тележки грузового вагона».
  3. Приостанавливать и отзывать сертификаты соответствия у недобросовестных производителей.
  4. Собственник подвижного состава, несущий ответственность за обеспечение безопасности по закону «О железнодорожном транспорте в РФ», также должен занять в этом вопросе активную позицию. Вместо жалоб в Ространснадзор на неправомерные действия ОАО «РЖД» по остановке потенциально опасных вагонов он должен предъявлять жесткие исковые требования к производителям. Кроме этого, необходимо применять лучшие мировые практики и законодательно вводить страхование рисков владельцев и производителей подвижного состава.

В условиях неудержимого роста цен на литье и новые грузовые вагоны  ОАО «РЖД» считает недопустимой ситуацию, при которой получение максимальной прибыли за счет вала некачественной продукции превалирует над вопросами безопасности.


Литые несущие элементы тележек грузовых вагонов — рамы боковые и балки надрессорные — являются особо ответственными деталями грузовых вагонов. В процессе эксплуатации они воспринимают статические и динамические вертикальные нагрузки (от веса вагона и груза, от ударов при прохождении вагоном неровностей пути), продольные нагрузки (усилия тяги при равномерном движении состава, усилия при соударении вагонов), а также испытывают воздействие крутящего момента при вписывании вагонов в кривые. При этом основная часть динамических вертикальных нагрузок носит циклический характер, и усталостная прочность боковых рам (способность длительно противостоять воздействию циклических нагружений) является основной характеристикой их эксплуатационной надежности, то есть напрямую влияет на безопасность движения.


Пресс-центр ОАО «РЖД»: http://press.rzd.ru/

  Рельсы, шпалы, купить МВСП в Казахстане

Copyright © 2009–2016, e-mail: pr@uzdk.ru
Все права защищены: При полном или частичном использовании материалов ссылка на «www.rail.uzdk.ru» обязательна
Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт
- www.rail.uzdk.ru.

Официальный сайт компании в России: ООО «Уральская железнодорожная компания» | Россия.

Официальный сайт компании в Казахстане: ООО «Уральская железнодорожная компания» | Казахстан.