Основные сведения об устройстве грузовых и пассажирских вагонов
В каждом вагоне независимо от назначения и конструкции есть следующие элементы:
– ходовые части, воспринимающие нагрузку от вагона и обеспечивающие безопасное и плавное его движение;
– рама вагона, воспринимающая нагрузку от кузова и находящегося в нем груза и передающая на ходовые части вертикальные и горизонтальные усилия, действующие на вагон.
– кузов, предназначенный для размещения в нем пассажиров или грузов;
– ударно-тяговые приборы, служащие для сцепления вагонов между собой с локомотивом и смягчения растягивающих и сжимающих усилий, передаваемых от локомотива и от одного вагона другому;
– тормозное оборудование, обеспечивающее уменьшение скорости движения или остановку поезда.
Вагонный парк состоит из пассажирских и грузовых вагонов
В вагонах пассажирского парка перевозят людей, багаж, почту: к ним относятся вагоны-рестораны, специальные вагоны. Пассажирские вагоны бывают дальнего, межобластного и пригородного сообщения. Вагоны дальнего сообщения подразделяются на мягкие и жесткие, а по планировке – на купейные и не купейные. Пассажирские вагоны оборудованы устройствами отопления, вентиляции и освещения.
Парк грузовых вагонов состоит из: крытых вагонов, платформ, полувагонов, цистерн, вагонов изотермических и специального назначения. Крытые вагоны предназначены для перевозки ценных грузов и грузов, требующих защиты от атмосферных воздействий. На платформах перевозят длинномерные, громоздкие и тяжеловесные грузы. Полувагоны — наиболее распространенный вид вагонов грузового парка. Они служат в основном для перевозки массовых навалочных, сыпучих грузов, таких как уголь, руда, кокс, щебень, гравий. В цистернах перевозятся жидкие грузы. Скоропортящиеся грузы доставляются в изотермических вагонах, а также используются автономные рефрижераторные вагоны.