Какие цвета используются на железнодорожном светофоре и что они обозначают
Цвета, используемые в светофорной сигнализации России: красный, жёлтый, зелёный, лунно-белый, синий.
В локомотивных светофорах, находящихся в кабине управления, имеются 5 светящихся ячеек: белая, красная, красно-жёлтая (она состоит из красной и жёлтой половин), жёлтая, зелёная.
При этом для основных поездных показаний светофоров используются красный, жёлтый и зелёный цвета. В отличие от многих других систем сигнализации в мире, где любой сигнал имеет краткое смысловое название, которое и является для него официальным названием, в советской системе официальным названием показания является его описательное, «цветовое» название, существует также сравнительно длинное, почти полное смысловое описание в официальной инструкции (ИСИ, Инструкция по сигнализации), а официального краткого словесного названия, кроме «цветового», не существует.
- Сигналы, применяемые при движении без отклонений по стрелочным переводам
Изображение (примеры) | Название | Описание и комментарии |
|
«Один красный огонь» |
Стой! Запрещается проезжать сигнал! |
|
«Один жёлтый огонь» |
Разрешает проследовать сигнал со скоростью не более 60 км/ч, следующий светофор закрыт. |
|
«Один зелёный огонь» |
Разрешает проследовать сигнал с установленной скоростью. |
|
«Один жёлтый и один зелёный огни» |
Применяется только на участках с четырёхзначной автоблокировкой, и разрешает проследовать сигнал с установленной скоростью, и предупреждает о том, что следующий сигнал имеет показание «один жёлтый огонь». |
- Сигналы, применяемые при движении с уменьшенной скоростью с отклонением по стрелочным переводам.
Изображение (примеры) | Название | Описание и комментарии |
|
«Два жёлтых огня» |
Разрешает проследовать сигнал с уменьшенной скоростью но не более 60км\ч и указывает на отклонение по стрелочному переводу, и предупреждает, что следующий сигнал закрыт. |
|
«Два жёлтых огня, из них верхний мигающий» |
Разрешает проследовать сигнал с уменьшенной скоростью но не более 60 км\ч и указывает на отклонение по стрелочному переводу, и информирует, что следующий сигнал открыт. |
|
«Один жёлтый мигающий огонь» |
Разрешает проследовать сигнал с установленной скоростью, и предупреждает, что следующий сигнал открыт и требует проследовать сигнал с уменьшенной скоростью 40 но не более 60 км\ч |
- Сигналы, применяемые при движении с отклонением по скоростным стрелочным переводам. На оживлённых маршрутах устанавливаются стрелочные переводы с крестовинами пологих марок, которые допускают бо?льшую скорость движения по отклонению. На железных дорогах стран бывшего СССР из них применяются главном образом стрелочные переводы с крестовинами марки 1/18, допускающие движение по отклонению со скоростью до 80 км/ч. Для указания требования такой скорости движения существует ещё ряд показаний. В них используется так называемая зелёная светящаяся полоса — обычно это группа из трёх зелёных линзовых комплектов, расположенных горизонтально под общим козырьком.
Изображение (примеры) | Название | Описание и комментарии |
|
«Два жёлтых огня и зелёная светящаяся полоса» |
Разрешает проследовать сигнал со скоростью не более 60км/ч (аналогично сигналу «один жёлтый») с отклонением по стрелочным переводам с крестовинами пологих марок, и предупреждает, что следующий сигнал закрыт. |
|
«Два жёлтых огня, из них верхний мигающий, и одна зелёная светящаяся полоса» |
Разрешает проследовать сигнал со скоростью не более 80км/ч с отклонением по стрелочным переводам с крестовинами пологих марок, и предупреждает, что следующий сигнал открыт и требует проследования с уменьшенной скоростью (обычно по умолчанию 40 км/ч; не применяется перед сигналом один жёлтый огонь). |
|
«Один зелёный мигающий и один жёлтый огни, и одна зелёная светящаяся полоса» |
Разрешает проследовать сигнал со скоростью не более 80 км/ч с отклонением по стрелочным переводам с крестовинами пологих марок, и информирует, что следующий сигнал открыт и разрешает движение со скоростью до 80 км/ч, но возможно, и с установленной. (Здесь также не различаются сигналы, разрешающие скорость только до 80 км/ч и установленную). |
|
«Один зелёный мигающий огонь» |
Сигнал «один зелёный мигающий огонь» разрешает проследовать сигнал с установленной скоростью, и предупреждает, что следующий сигнал открыт и требует проследовать сигнал со скоростью не более 60 км/ч. |
- Сигналы, применяемые на выходных светофорах при отправлении на перегон, движение по которому будет осуществляться только по показаниям автоматической локомотивной сигнализации (без напольных проходных светофоров).
Изображение (примеры) | Название | Описание и комментарии |
|
«Один жёлтый и один лунно-белый огни» |
Разрешает проследовать сигнал (практически — со скоростью, как правило, не более 60 км/ч), отправиться на перегон и следовать далее по показаниям локомотивного светофора автоматической локомотивной сигнализации, и предупреждает, что впереди свободен один блок-участок. |
|
«Один зелёный и один лунно-белый огни» |
Разрешает проследовать сигнал (с установленной скоростью), отправиться на перегон и следовать далее по показаниям локомотивного светофора автоматической локомотивной сигнализации, и информирует, что впереди свободны два (или более) блок-участков. |
|
«Один жёлтый мигающий и один лунно-белый огни» |
Разрешает проследовать сигнал со скоростью не более 40 км/ч, отправиться на перегон двухпутного участка по неправильному пути, и следовать далее по показаниям локомотивного светофора автоматической локомотивной сигнализации. Количество свободных блок-участков, вообще говоря, не определяется, согласно инструкции. |
- Маневровое показание поездного сигнала, и показание при отправлении на перегон, не оборудованный путевой блокировкой.
Изображение (примеры) | Название | Описание и комментарии |
|
«Один лунно-белый огонь» |
Разрешает маневровому составу двигаться за сигнал, информирует о готовности маршрута. Двигаться разрешается до следующего поездного или маневрового светофора, до границы станции, или до каких-либо точек, определяемых ТРА станции. Ничего не говорит о допускаемой скорости движения по маршруту, и о свободности или занятости участков маршрута. Применяется, как правило, на станциях, оборудованных электрической централизацией, но не на всех таких станциях. |
|
«Один лунно-белый огонь» |
Говорит о готовности маршрута отправления на перегон или ответвление, не оборудованное путевой блокировкой (в том числе такие, где применяется электрожезловая система, движение по поездным телефонограммам, или иные способы организации движения, кроме полуавтоматической блокировки, автоблокировки или автоматической локомотивной сигнализации как самостоятельного средства сигнализации) только в пределах станции, но не является разрешением для отправления на перегон. |